На сегодняшний день в России существуют сотни художественных школ, школ искусств, студий, кружков, так или иначе связанных с обучением детей изобразительному искусству. Детская художественная школа города Глазова – это творческое объединение педагогов-единомышленников, которое позволяет талантам детей и подростков приобщиться к миру прекрасного, а многим сделать первый важный шаг на пути к профессиональному обучению.

ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Давайте заглянем в 1960-й год. С приездом в наш город молодых, энергичных художников, выпускников Уральского училища прикладного искусства из Нижнего Тагила, в городе были организованы две городские художественные студии. Для небольшого города организация этих студий явилась тем просветительским фундаментом, на котором стало возможным появление детской художественной школы. Взрослую студию возглавлял Вячеслав Григорьевич Жуйков, а детскую – Рудольф Александрович Бондарев. В середине 60-х посещаемость была чрезвычайно высокой, и встал вопрос об организации Детской художественной школы. Итак, у истоков создания школы стояли Игорь Спориус, Рудольф Бондарев, Вячеслав Жуйков.

 

Первый экзамен в школу состоялся 20 августа 1970-го года. Решением исполкома Глазовского городского Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР № 243 от 18.11.1970 художественная школа была открыта с 1 октября 1970 года с контингентом учащихся 80 человек. Директором назначен Семакин Владимир Федорович.

  

Вместе с юными учениками в школу пришли молодые педагоги. Дух молодости царил в стенах художественной школы. В 1971 учебном году полностью были оборудованы кабинеты рисунка, живописи, скульптуры, приобретены софиты, скульптурные станки, мебель.

С каждым годом количество учеников росло. К 1972 году их стало 120 человек, было организовано 11 учебных групп. Вместе со своими учениками росли и профессионально преподаватели. В стремлении сделать учебный процесс интереснее, познавательнее, педагоги использовали необычные формы преподавания: это и использование музыкальных средств выразительности, и записей литературных произведений, использование тематики удмуртского фольклора. Из окрестных сел и деревень привозили учебный «реквизит» - прялки, старинные предметы домашнего деревенского обихода, полотенца со старинной национальной вышивкой…

По итогам каждой четверти обсуждались проблемы успеваемости, участие в выставках, результаты поездок на творческие дачи. Лучших учеников отмечали «Похвалой совета», а отличникам вручали еще и учебные принадлежности – кисти, акварель, бумагу.

К 1976 году в школе сформировался педагогический коллектив - союз талантливых и ярких преподавателей. людей творческих, находящихся в постоянном поиске, страстно преданных искусству  и умеющих передать эту любовь своим воспитанникам, Это Владимир Федорович Семакин, Валерий Валерьянович Бабайлов, Леонид Андреевич Мордвин, Татьяна Владимировна Шикалова, Разина Вагизовна Даутова, Раиса Васильевна Чернышова, Ольга Андреевна Кондратьева, Александр Валерьевич Королев, Майя Петровна Малых.  «Учись сам, чтобы учить других» - девиз работы каждого из них Работы В.Ф. Семакина, В.В. Бабайлова, Л.А. Мордвина экспонировались в Москве. Во главу угла в школе было поставлено профессиональное образование.

Выдержка из архивного протокола от 14 января 1972 года

«Учащиеся детской художественной школы должны получать точное знание форм, конструкций. Рисунок – основа изобразительного искусства. Живопись – точнейшая связь с рисунком. Недостаточно только изучать натуру, надо давать эмоциональное настроение. Учащиеся должны получить глубокие знания, профессиональные. В набросках не гнаться за виртуозностью, нужно, чтобы он был правдивый, жизненный, реальный».

 

Выдержка из городской газеты «Красное Знамя» 1976 года

«Все многообразие нашей жизни пытаются передать юные художники, работы которых вы можете увидеть на уже традиционной выставке, открывшейся в Детской художественной школе…. Смотришь на работы и поражаешься их пристальному, необычайно тонкому и в тоже время очень лиричному видению мира. И что еще очень важно – чувствуется индивидуальность, нестандартность мышления и воплощение замысла…»

80-е годы. Школу возглавляет Королев Александр Валерьевич.

Школа постепенно совершенствовалась, ее жизнь становилась разнообразнее и интереснее. Школьная библиотека располагала богатым специализированным фондом, пополнялась книжными и периодическими изданиями, учебно-методическими пособиями. Достаточным был и натурный фонд в виде слепков, розеток, голов, фигур. В школе 10 учебных кабинетов, оборудованных натюрмортными столиками, мольбертами. В середине 80-х преподавали девять педагогов, их них – семь с высшим образованием. Ежегодно обучалось двести учащихся.

 

Выставочная деятельность становится частью учебного процесса. В выставках разного уровня принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся. Регулярными становятся поездки на выставки и экскурсии в соседние города и регионы, в столицу. Выставочная деятельность выходит на городской и районный уровень. Благодаря своей работе с учащимися, постоянному привлечению внимания со стороны горожан, художественная школа набирает все большую популярность, желающих учиться становится больше. Закладывается строительство еще одного здания на территории школы.

Девяностые годы. Безусловно, сложные не только для художественной школы, но и для всей страны. В это время директором является Гзюнов Усман Абдуллович. В школе обучается 258 учащихся, впервые открыт профориентационный класс, подготовительный класс. Введено второе здание – скульптурная мастерская, что дало возможность организовать при школе два новых специализированных класса – скульптуры и декоративно – прикладного искусства. Невзирая на все трудности и финансово-экономические проблемы, время было интересное, когда новаторству открывался широкий простор. Во многих школах отмечалось общее снижение уровня академических дисциплин. В нашей школе сумели сохранить традиции академической школы изобразительного искусства.

Несмотря на огромное количество тематической выставочной деятельности с участием в международных и республиканских конкурсах, здесь по традиции регулярно проводили выставки академических работ учащихся.

В начале 2000-х годов школу возглавила Огорельцева Гульназ Марсовна, заслуженный работник культуры УР, член-корреспондент Международной Академии общественных наук, обладатель почетного знака «Директор года - 2016». Обучение проводится на двух отделениях: эстетическом и художественном. Открыто отделение 7(8) летнего обучения и курсы раннего эстетического развития для детей пятилетнего возраста. «Мы учим трудиться – и это главное для того, чтобы держать пальму первенства (Огорельцева Г.М. – прим. Ред.) » [2]

В 2017 году директором назначена Максимова Светлана Викторовна, преподаватель по «Основам изобразительной грамоты и рисования». Неизменным в работе директора и всего коллектива преподавателей остается сохранение традиций школы.

ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЫ

Детской художественной школе почти полвека и ее главная цель – академическое начальное  образование юных художников.

Школа хорошо известна в городе, в республике,  как школа, дающая основательную начальную подготовку, творческий потенциал детям, желающим продолжить художественное образование.   

Детская художественная школа – обладатель Золотой, Серебряной медали победителя  Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», Лауреат конкурса «100 лучших школ России», школа занесена в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России»,

Школа старается быть центром художественной культуры города. Школьный выставочный  зал, превратился в самостоятельную небольшую галерею, где выставлены лучшие работы выпускников, преподавателей - художников.

Учащиеся школы — лауреаты и дипломанты всероссийских и международных выставок — конкурсов в Москве, Санкт — Петербурге. Детская художественная школа нацелена на высокий уровень подготовки учащихся и дальнейшую их жизнь в профессии. Более 2 тысяч учеников закончили школу. Ежегодно выпускники переходят на следующую ступень художественного образования.

Выпускники успешно поступают в художественные вузы и получают специальности дизайнеров, модельеров, живописцев, графиков, мастеров по иконописи, преподавателей изобразительного искусства.

Школа является ресурсным методическим центром для художественных школ и художественных отделений ДШИ.

В школе успешно реализуются творческие проекты:

-Республиканский фестиваль детского творчества «Иднакар»;

- Республиканский очный конкурс детского творчества по декоративно- прикладному искусству «Любимый герой удмуртских народных сказок и легенд»;

-Республиканский конкурс детского художественного творчества «Поздравительная открытка»;

- Зональная олимпиада по академическим дисциплинам среди учащихся художественных школ и художественных отделений ДШИ северного куста Удмуртии

 Успехи образовательного учреждения – кропотливый ежедневный труд всего коллектива: преподавателей-единомышленников, поддерживающих высокий уровень профессионализма, преподавателей - людей талантливых и безгранично любящих детей и искусство,   помогающим детям раскрыться эмоционально и  свободно выражать себя в творческих работах.

 

Многие преподаватели, начав свою педагогическую деятельность в советскую эпоху, остались на долгие годы, перекинув мостик между той эпохой и современным днем.

Дети приходят в школу совсем маленькими, 6-7, а кто и 5 лет, а уходят - почти взрослыми.     Не все из них, конечно, останутся в искусстве, но «след от кисточки», останется на пальцах навсегда, и любой выпускник всегда будет по- другому смотреть на окружающий мир. Современные учащиеся более информированы, лишены комплексов, убеждены, что они талантливы, самоуверенны, но  все же, их работы - это пока еще проекты маленьких художников - фантазеров, но в недалеком будущем возможно и художников-архитекторов, получивших возможность воплотить детские мечты в жизнь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

24.ноября 2018г состоялась встреча с всемирно известным художником, выпускником нашей школы Бабайловым Игорем Валерьевичем. Игорь Бабайлов писал портрет Владимира Пальшина, управляющего производственной площадки «Глазов-молоко», депутата Госсовета Удмуртии, и одновременно вел беседу со зрителями.

В зале присутствовали и первые учителя Бабайлова. Игорь Валерьевич поблагодарил педагогов за то, что они сделали для него и то, что продолжают делать для молодого поколения.

«Я живу на Западе, а восхваляю Русскую школу. Наша школа всегда отличалась высоким уровнем художественного образования и сейчас считается одной из самых сильных школ в мире». 

Он также отметил, что рад видеть, как в школе (Детская художественная школа в Глазове – прим. Ред.) поддерживается академическое направление, которое связано с натурой, - непосредственное общение с природой, человеком – не через фотокамеру, как сейчас зачастую делается. Художник призвал ребят больше работать с натурой, а не с фотографией. 

 

Литература:

  1. 30 лет [Детской художественной школе] . – Глазов: Глазовская типография, 2000. – 35 с.
  2. Потехина С. Все только начинается! [Накануне 35-летия  художественной школы] / С. Потехина // Красное знамя. - 2005. - 24 нояб. - С. 11
  3. При составлении «Исторической справки» использованы воспоминания преподавателей Шикаловой Т.В., Даутовой Р.В, Кондратьевой О.А.