• Размер шрифта
  • A
  • A
  • A
  • Цветовая схема
  • A
  • A

МБУ ДО "Детская художественная школа" г.Глазова

Мне интересно жить.

Еду из Ижевска домой  автобусом через г. Глазов. Путь не близкий, в дороге 3 часа. Нахлынули воспоминания. Мысли так и цепляются за школьные годы детства и, юности в родном  селе Красногорье, в Глазове. Память взбудоражена от встречи с однокурсниками и  одноклассниками на открытии моей выставки в школе искусств № 11 г. Ижевска.  С однокурсниками мы встречаемся довольно часто, а вот появление одноклассников  был сюрприз. Пришли Валя Вахрушева и две Гали Клабуковы, одну из которых, я даже не узнала (Галю Клабукову 2)- не виделись 50лет.  Еду в комфортабельном автобусе, и улыбаюсь. Пришло время писать  «мемуары». Когда годы, и времени «море» и, память, память, как у меня цепляется за прошлое.   У меня задача, написать о школе, но ведь и не только о ней.  Скорее  это будут записки моей памяти, которые вряд ли можно назвать книгой.

О себе. Я была восьмым ребенком в нашей многодетной семье. Меня называли «заскребыш», и еще « послевоенным подарком». Родилась в 47 . Естественно была любимицей в семье, росла сорванцом, попадала в разные непредвиденные ситуации. Помню белые весы в яслях, манеж для малышей «ползунков» и кусочек хлеба, намазанный маслом на столе. Масло я благополучно смазывала на клеенку и еще рыбий жир, от него было не отвернуться,  доставляли прямо в рот ложкой.  Вот  только не помню, что, сбегала домой из яслей по зарослям картошки. Жили мы через два дома от яслей, на улице Ленина, а раньше жили в подвале поповского дома, где было много квартир  для работников Красногорской школы. В годы войны мама перевезла семью из п. Валамаз, надеясь на лучшее. Устроилась работать техничкой в школе и получила жилье. Туда и вернулся отец после войны и на радостях, в 47 году у папы с мамой появилась я, (родителям было по 43 года). По рассказам старших сестер именно здесь, живя в поповском доме со мной произошла ситуация  (готовый сюжет для фильма). Возможно,  мне было года  3, 4.  Я свалилась в навозную жижу в туалете. Представляю, что было с сестрами. Не досмотрели. Старшая Люся, она на 17 лет меня старше не смогла преодолеть брезгливость, отмывала Надя, которая старше меня на 9 лет.  Иногда я сравниваю себя с Эмилем, (герой многосерийного фильма). Именно Эмиль, сунул свою голову в глиняный горшок, а выбраться из него не смог. Не смогли освободить его голову и многочисленные родственники в деревне. Пришлось  отцу запрячь лошадь и везти «сорванца» в город к доктору с горшком на голове. На приеме у доктора, отец изначально заплатил энную сумму денег. В итоге, доктор стукнул по горшку молотком, и освободил голову Эмиля.    В моем случае, примерзал язык на замке « Росовского» магазина. Уж очень он был аппетитный, белый на морозе. Помню, что в первый класс я пошла с перевязанной головой. Крутили цепь собачью с Витей Сорокиным. Пришлось терпеть, когда накладывали скобки в больнице. Идеи в моей голове возникали мгновенно, подчиняя окружающих подростков; так зимой собралось нас человек 5, решили прыгать с крыши двора в  снежную лавину огорода. Здорово! А почему бы не попробовать прыгнуть с крыши дома, показывая свою смелость, наивно полагая, что родители не заметят наши очередные «смелые» выходки. С крыши дома успела прыгнуть только я. Откапывали меня всей гурьбой, настолько глубоко я просела в снег. Множество следов на крыше двора и единственный след на крыше дома «предательски» виднелся издали. Как наказали меня за эти идеи, не помню, возможно, попало ремнем. Показывали этот ремень точно.  Пришла пора, идти в школу. Первый класс. Мне, как самой боевой, смелой, поручили поздравить десятиклассников на торжественной линейке в школе. Это были не стихи, а проза. Дома я наизусть, громко, рассказывала выученное поздравление, с выражением. Но, когда, перед нами (малышами), выстроились в ряд старшеклассники, я спасовала. И память отшибло, и голос пропал. С трудом я выдавливала из себя слова, повторяя подсказки Клабуковой Клавдии Романовны, нашей первой учительницы. Это был комплекс, с которым,  я не всегда справлялась, отвечая на уроках. Комплекс, а может быть уважение к старшим (казалось они  учителя, в том числе старшие ученики, были недосягаемой высоты), не давали мне возможность выразить свои мысли. Только учась в институте, выступая на семинарах, приводя жизненные примеры, комплексы в изложении мысли, исчезли. Стимулом было,  освобождение от экзамена, оценка ставилась автоматом.  Идеи, организация каких – либо мероприятий в школе, получались легко. Проявлялись « прям – таки», режиссерские способности. Так старшеклассникам (с 8 по 11класс) задание – показать, изобразить, выступить, представить какую – либо Республику. Возможно по жеребьевке, или сами решили классом  представлять Кубу. Выбор песни ( За правду сражается наш народ, мы знаем, в борьбе нас победа ждет…)- исполнял хор класса. Яркие костюмы, танцы с кастаньетами, нарисованная карта на стене.  Ведущий  - представитель Кубы, который говорил (якобы) на «испанском»,  и его переводчик переводил на русский.  Конечно, победа  была за нашим классом.  А как мы подготовили вечер, посвященный  дню 8 марта в выпускном, 11ом классе!  Это был сюрприз для замечательной женщины, нашего классного руководителя  Агнессы Даниловны Бабинцевой.  Оформили класс.  На доске пихтовыми ветками выложено поздравление с 8 марта. Расставили спаренные столы покрытые скатертью, украшенные ветками и цветами самодельными (это был кабинет химии, поэтому не парты, а столы). У нас дома в печке,  напекли с девчонками печенье на маргарине необычной формы.  Крутили  тесто на мясорубке и срезали его  небольшими порциями.  Получалось в форме зефиринки. Но, пожалуй,  самым эффектным было освещение класса. К лампочкам сделали  цветные светильники из бумаги в виде цилиндра. По корпусу цилиндра дырочки, а в  верхнем основании прорезали «лопасти». Все это крутилось, и на стенах кабинета переливаясь,  двигались цветные огоньки.  Да – это действительно был сюрприз для нашей обаятельной Агнессы Даниловны. Следующим  было поздравления, выступления, подарки (большой плюшевый медвежонок) и конечно слезы. Выпускной 11ый класс, март месяц,  прощальный вечер для нашей классной.   Придумывали все это, я не одна, был костяк  выдумщиков класса.  Коллектив класса сложился, сдружился в 6-ом классе. У нас на квартире жил преподаватель Кропачев Борис Васильевич. Он занимал отдельную комнатку в 6;  квадратных метров. В большой комнате примерно 10; кв.м. спали родители на кровати и я на диване.  Мама частенько спала на печке. Стоял большой стол. Старшие  2 сестры,  и четверо квартирантов учеников спали на полатях. Вот так в небольшом доме размещалось столько людей. Так  мы жили года два. Ученики квартиранты, и сестры окончив  школу, разъехались.  Но это так сказать предисловие.  Именно в 6-ом классе Борис Васильевич выбрал наш класс, и готовил к  Республиканскому  туристическому слету. Мобильных телефонов в то время не было. Создали цепочку, по которой мы через час могли собраться и пойти в очередной поход. И таких походов было несколько. Ходили «по следам Тины Вершининой» Героя ВОВ. Она до войны проживала в селе  Архангельское  Красногорского района.  Палатки нам предоставила школа. Одеяла свои. Спали и в жару и ранней весной, когда еще был снег. Место для палаток выжигали костром, на пепелище выкладывалась высокая перина из пихтовых  веток, на которые ставилась палатка. На дно палатки, несколько слоев одеял. Но все это не спасало от холода. Грелись всю ночь у костра. Так закалялась выносливость в походных условиях.  Итогом был длительный поход в г. Ижевск. До поселка Факел группа шла пешком с одной ночевкой и привалами в пути. От Факела до Ижевска на маленьком паровозе. Перед конкурсами Республиканского  туристического слета,  группа должна была отдохнуть, так решил наш руководитель Борис Васильевич.  Место там мы не получили, но восторг от проделанной работы, получили.

Память цепляет много событий, связанных со школой, но,  пожалуй, самое яркое из них, это появление в Красногорской школе Каргашина Вячеслава Глебовича. Словно свежая струя воздуха повернула налаженный ритм в школе и на селе, в более яркую интересную сторону. Молодой паренек приехал на практику преподавать немецкий язык в 1962году. Это разносторонне увлеченный человек (охота, рыбалка), а самое главное, он легко владел любым музыкальным инструментом,  (аккордеон, баян, гитара, освоил духовые инструменты и др.). Знание иностранного языка. Все эти качества говорили о том, что к нам в село приехал человек – талантище! В школе появился сводный хор, кружок гитаристов, и самое главное все мероприятия заканчивались танцами, где мы вальсировали в стенах коридора школы. Дискотеки устраивались не только в школе, но и в клубе для населения Красногорья. Наш «Глебыч», ласково звали его в народе. Как он появлялся на сцене с аккордеоном – нынешний Дранга на экране телевизора, отдыхал,  в сравнении с ним. Ему с его талантом, сцена в маленьком сельском клубе  была мала. Он мог бы проявить себя на гораздо большей сцене. Но, очевидно чем - то село наше привлекло. Лес богатый ягодами брусники, черники, земляники, малины, черемухи, рябины, клюквы, и, конечно,  охота,  рыбалка.   Выбор был сделан, Вячеслав Глебович женился, стал жителем Красногорья.  С благодарностью вспоминаю,  как  мы с Вячеславом Глебовичем,   ходили выступать зимой в д. Клабуки. Выехали с Красногорья на машине, но она забуксовала. Километра полтора шли пешком, по колено в снегу, захватив с собой атрибуты выступления  (сапоги, костюмы). Выступали еще с большим энтузиазмом, получили удовольствие и деревенские зрители, и мы «артисты»

Люди, которые меня окружали.

          Всю свою жизнь я хотела быть на кого – то похожей, видела в людях,  что -  то интересное, и примеряла это на себя.  В раннем детстве я хотела быть похожей на мою Крестную – Чепурнову  Ираиду  Герасимовну. Она казалась мне необыкновенно красивой.  Высокая,  стройная в легком сарафане,  на голове шляпа с широкими полями.  И  южным, с украинским  акцентом, говор.  Я прилипала к круглому приемнику, слушая   выступление, пение, напоминающему мне знакомый голос.  Казалось,  поет именно она, моя Крестная -  артистка.  Навещая свою маму в Красногорье, она появлялась и у нас в доме с подарками для меня. Каждый год  ко  дню моего  рождения, приходила посылка. Этот сказочный фанерный ящик с множеством маленьких сюрпризов, и сладостей. Каждая вещица была завернута в несколько цветных листочков, пакетиков, перевязана яркой ленточкой. Сам процесс разворачивания, ожидания чуда, производил такой восторг. Однажды в такой посылке оказался необычный фрукт. Крутили мы его, вертели, нюхали, что там можно есть, не знали. Кто - то подсказал, что этот фрукт называется гранат, и что едят у него красные с косточками плоды.  Она прекрасно шила, вязала шляпы, салфетки, платья. Занималась вышивкой. Все, что сделано ее руками, вызывало восхищение, изящества, качества  выполненной работы.  Эта женщина научила меня, как нарезать арбуз,  и как хранить разрезанный арбуз,  переворачивая его вниз сочной, сладкой мякотью. Она всегда следила за своей внешностью. И сейчас, довольно в преклонном возрасте,  выглядит на высоте.  До сих пор мы общаемся с ней, переписываемся. Ее необыкновенно красивый подчерк, который не меняется с годами. Стиль письма, умение выразить мысль, говорят об интеллекте, образованности женщины.   Это мой «оберег», моя крестная МАМА. Она называет меня дочкой. Именно она стала спонсором  при оформлении моей юбилейной выставки. Щедрость ее безгранична. Так Бог наградил меня такой замечательной крестной. 

  В школьные годы,  (с 5 го по 8 ой класс) я восхищалась нашей классной руководительницей,  Мозгалиной Анной Михайловной. Ее безупречный вкус к одежде, сложного кроя платья, собранные складки, оборки, уложенные прядки, чуть вьющихся, волос. Возможно ее внешний  вид  и талант преподавателя, повлиял на мой выбор.  Лучшим школьным предметом была математика.  Мы дети, воспитываемся не только в семье, но и в среде, которая нас окружает.  Хотя в действительности  основное воспитание мы получаем в семье, и в первую очередь от родителей. Мама моя Пермякова  Онисья Ионовна. Сейчас  понимаю, что далеко не во всех семьях  были такие  женщины.  Она умела обнять и приютить всех  живущих в небольшом доме. Помню  много кастрюль, горшочков приготовленных  квартирантами, которыми  мама заполняла большой  под русской печи. Хозяйство, дом, двор, скотина было на маме.  Я прибегала на большой перемене из школы домой пообедать. Она доставала из печи вкуснейший горячий, масляный блин  и холодное молоко. Приближалось время обеда, у меня уже текли слюнки, в предвкушении маминого блина, а ноги неудержимее  неслись в сторону родительского дома.  Также неудержимо  я ждала встречи  с родным домом и в будущие годы.   Обучаясь  в  старших классах, я в нашей многодетной семье осталась одна с родителями. Сестры, брат разъехались, покинули отчий дом. Жили не богато.  Отец  Пермяков Андрей Петрович работал  водителем. Хорошо шил.   Для меня, маленькой, шил ботинки, халат. С мамой  катали для семьи и на заказ валенки. Соорудил сам шерстобитку.  Собрал из деталей мотоцикл с коляской из ванны, клал печи, построил не один дом. В общем выживали.  Жили не хуже других. И мне хотелось выглядеть не хуже других. Выручала швейная машинка. Шила на себя школьную форму. Позднее работая на электромеханическом заводе, на первую зарплату купила журнал мод с выкройками. Пара журналов мод и швейная машинка были со мной и в студенческие годы, и последующие годы семейной жизни. Шила от купальника, халата до пуховиков и шуб.

Детская художественная школа.

 В 1973 году, получив  (свободный) диплом преподавателя рисования, черчения, труда, приехала работать по месту работы мужа, в Глазовскую художественную школу. Школа только начинала работать, организована была в 1970 году. При мне состоялся первый выпуск. Директором  был Семакин В. Ф., завучем Бабайлов В. В., скульптуру вел Мордвин Л.А., живопись композицию  Кондратьев В.С., историю искусств Малых М. П. и мы молоденькие Шикалова Т.В., Кондратьева О.А. пополнили женский преподавательский состав коллектива.   Нам с Валентином отвели небольшую комнату в школе (бывшая  «посудомойка»). Там и родилась наша первенец Иришка. Комната маленькая с отдельным входом, но зато вечером, ночью, когда заканчивались занятия, все помещения школы были наши.  Помню, что однажды, воспользовались этим помещением (классом). Ночевали на полу в классе мои родственники, которые ехали в Красногорье на золотую  свадьбу моих родителей.  Это было везение работать в таком творческом коллективе. Семакин Владимир Федорович – член Союза художников Удмуртии,  живописец.  Мордвин Леонид Андреевич – член Союза художников Удмуртии,  скульптор. Бабайлов Валерий Валерьянович -  интеллигентный человек, профессиональный художник, поэт, композитор, (он сочинял  стихи и песни о г. Глазове).  Одно из них Валерий Валерьянович посвятил нам с Валентином:

Мы желаем Ольге Валентину, силу всю собрать,

Создать картину, да такую, чтобы весь мир сразу,

Бросился смотреть  картину,  в Глазов.

И отдельно пожелаем Ольге,

Столько одаренных, нарожать,

Чтобы здесь в художественной школе,

Группу из Кондратьевых создать.

Среди мужчин преподавателей, таких корифеев в творчестве, не менее яркой была женщина, умная, начитанная, знающая историю искусств, умеющая доходчиво преподать этот предмет, талантливая в рисунке и акварели – Малых Майя Петровна. Для нас молодых преподавателей эти люди  были наставниками.

Мы были молоды, примерно одного возраста. У всех семьи, дети. Работали с увлечением. Вывозили учеников на экскурсии по Золотому кольцу, г. Киров и др. Какие были пленэры – на зорьке в 4 утра, или вечерние этюды, были выезды на электричках писать церквушки. Определенные дни Владимир Федорович организовывал натуру, писали с коллегами, совершенствовали  свое мастерство. Таким образом, позировал и мой отец Пермяков Андрей Петрович. Выезжали с коллективом преподавателей на пленэр  писать гору и деревню Солдырь. Там была и рыбалка и общий стол на траве.  Совершенно круто была организована  для преподавателей нашей художественной школы  поездка  в  г. Дзержинск. В этом городе была всесоюзная выставка молодых художников.  Среди выставленных картин была работа  нашего директора Семакина Владимира Федоровича и скульптура преподавателя Мордвина Леонида Андреевича.  Поездка была благотворительной.  Небольшую сумму вкладывали и сами преподаватели для этой поездки. Такое не забывается!   Был  и работал профсоюз. Устраивали праздники  не только для учеников, но и для своих детей. Свозили  детей в Москву, предварительно договорились  с художественной школой о ночлеге. Только приехав ранним утром, школа по какой-то причине оказалась закрыта. Расположились табором в скверике. Раиса Васильевна, наш скульптор  (за глаза звали – Мухина, она действительно была женщина крупная, походила на известного скульптора  В. Мухину),  пошла  искать ночлег  в ближайшие учреждения. Оказалась перед  дверью директора училища. Зашла не сразу, волновалась, как встретит ее с периферии,  Московский чиновник. Вошла в кабинет и выдохнула: « я простой Советский педагог». Директор заулыбался. С этого начался разговор, и мы через час вселились в эту общагу и жили там неделю за мизерную плату. Студенты были на каникулах, нас заселили в двух комнатах. Эта поездка запомнилась всем. Где мы только не были – и балет в кремлевском концертном зале, выставочный зал в Манеже (2 часа стояли в очередь, впервые там поели пиццу), смотрели панораму Бородинского сражения. Когда ехали на концерт, сын Разины Вагизовны в толпе обронил кепку, пробираясь с толпой в метро в электричку. И еще ели  вкуснейшее  мороженное по 28 коп.  Со мной в этой поездке были  Ирина  15 ти лет, и  Маша 10 ти лет. Люся 5ти лет оставалась  с бабушкой и дедушкой в Юкаменске.  В отделе культуры профсоюз был общий,   для музыкальной и художественной школы.  Устраивали  праздники для преподавателей. К 8 марта общими усилиями подготовили мероприятие « А ну кА девушки». Конкурсы музыкальные, интеллектуальные, кулинарные. Одним словом было весело. Это было в стенах музыкальной школы, а новогодний бал провели в художественной школе. Помню, что были конкурс скороговорок, поздравление  Деда мороза, снегурочки, выступления.  Я была в активе профсоюза от художественной школы. Возглавляла профсоюз Корнилова Татьяна Александровна преподаватель сольфеджио музыкальной школы. Не сразу, каким - то образом, я  узнала,  что Татьяна моя родственница  (у нас были общие  тетя Клава сестра Таниного отца и дядя Саня брат моего отца).  Татьяна Александровна  это человек – глыба, кладезь  ума, молниеносной реакции, в целом для музыкальной школы и  города,  большой человек. Много лет она проработала директором музыкальной школы, была экспертом аттестационной  Республиканской комиссии.  Для меня казалось необыкновенной высоты человек. Она называла меня шуткой «юродная» сестра. В последствии она и ее муж Мушегов Альберт стали для меня самыми близкими и родными. Несколько лет я  жила у них как гостья, когда вынуждена была работать «вахтовым» методом вдали  от дома, от семьи. Помню, частенько она засиживалась с документами до раннего утра. Большой лист, на который вставлялись все заслуги, мероприятия сделанные работниками коллектива школы. Таким образом,  она могла поощрять и продвигать каждого члена коллектива по  «карьерной лестнице». С ее приходом на пост директора, школа преобразилась, стала современнее, красивее. Она находила спонсоров для оформления школы.  Татьяна моя коллега, мой наставник, моя поддержка в трудную минуту, моя «жилетка». Именно ей я звоню в первую очередь о своих успехах и радостных событиях в семье и на работе.  Долгие лета ей жить в полном здравии.         

         Коллеги называли нас  « три богатыря».  Разина Вагизовна Даутова (замечательный методист, отличный  преподаватель предметник), Раиса Васильевна Чернышова (скульптор, ее открытые уроки с мягким, напевным голосом, были неподражаемы), и я,  Ольга Андреевна Кондратьева. Если позволяло расписание, а такое бывало, мы возвращались из школы втроем. Вот тогда и зародилась, а затем  и осуществилась  школьная олимпиада по художественным дисциплинам.  Идея эта долго вынашивалась в моей голове. Министерство культуры в то время устраивало конкурсы рисунка, живописи, композиции без учащихся. Высылались готовые работы, где зачастую прослеживалась кисть «маэстро» преподавателя. Оценить достойно такую работу сложно. Примером служили олимпиады по разным дисциплинам в общеобразовательной школе, где ученик представлял свои знания  и работу своего учителя. Почему бы не сделать подобную олимпиаду у нас в художественной школе? Идею подхватили мои подруги, затем разработали проект на совете школы. Первая олимпиада максимально продумана и осуществлена объективно.   1. Жеребьевка в выборе точки зрения. Ученик доставал  номер стула, с какой точки зрения ему нужно будет рисовать.   2.  Выдавался лист ватмана с номером автора, который подписывался на обратной стороне рисунка.  Фамилия, имя,  номер записывался при регистрации.    3. В кабинетах  конкурсантов смотрителями были не преподаватели, а обслуживающий персонал школы.    4. Каждый член жюри отбирал лучшие работы  конкурсантов,  оценивая их по местам.  В основном мнения совпадали, если нет, обсуждали коллективно, пока не  приходили к единому мнению.  Так  готовили детей в будущем к поступлению в ВУЗ, максимально создавая им те условия, в которые они попадут. Прежде всего,  для ученика, это преодоление психологического барьера.  На примере олимпиады Глазовской художественной школы стали проходить и Республиканские олимпиады, которые позднее получили название имени Р.К. Тагирова.

Семья.

Подрастали наши с Валентином дети. Семья стала многодетная, как и предвидел в свое время Бабайлов. Мы получили сначала комнату в двухкомнатной квартире, потом переехали в собственную отдельную двушку. Целых 4 года имели собственный угол. Наступило время, когда надо было решать судьбу престарелых родителей мужа. Перевозить в двухкомнатную,  имея пятерых членов семьи, и,  выделить еще двоим  родителям  комнату, невозможно. Решили самим перебираться в Юкаменск. Поехал сначала один Валентин. Организовал при музыкальной школе, художественное отделение. Заказали мольберты, с учениками собирали реквизит. Через 2 года и я перебралась с девчонками в Юкаменск. Люся в этот год пошла в первый класс, Маша в шестой, старшая Ирина заканчивала 11ый класс. Решили, что она закончит  школу в Глазове. Один день в неделю она оставалась ночевать одна в квартире.  Остальные шесть дней ночевали с Ириной мы поочередно с Валентином. Решение это было не правильным.  Наверняка было бы лучше перевести  Ирину с собой в Юкаменск и устроить в 11 класс Юкаменской  школы.  В  Глазове  Ирина училась в школе №6 с математическим уклоном.  По месту жительства это была ближняя школа.  Училась она в обычном классе с обычной математикой. В первый класс  Ирина пошла в школу № 2.  К другой школе ( № 6)  она с трудом привыкала. Поэтому, когда решался вопрос переезда в Юкаменск,  мы опасались, что снова привыкать к новой школе, к новым сверстникам в  классе Ирине будет  трудно. Ни в коем случае нельзя было делить семью на две половины. Это  была наша родительская ошибка.  Началась моя трудовая жизнь в Юкаменской  школе искусств. Новые коллеги, новые друзья, новое общение. Школа искусств имела музыкальное и художественное отделение.                          Не знаю с чего начать  раздел связанный с Юкаменском.  Это была зрелость. Было всего в достатке и хорошего и не очень. Жизненные полосы  менялись с белого,  на  черный,  и наоборот.  В эти годы не стало моих родных. Отец  ушел в 1991году, ему было 87лет. Чуть раньше, когда мы жили еще в Глазове, после тяжелой, продолжительной болезни в1988году в 84года  умерла моя мама. В1996году  умирает отец Валентина. В 2004году не стало и свекрови, с которой у нас были не простые отношения.  Наступили тяжелые девяностые годы. По 4 месяца не давали зарплату. Мы с Валентином работали в одном отделе культуры. Без зарплаты оставались вместе. Помню, что тетради в школу Люсе сшивала из листочков. Именно в это время в Юкаменской школе искусств началась перестановка кадров. Директора менялись как перчатки. В том числе, и мы с Валентном побывали в этой ситуации.  Гасникову  сменил Бушмелев Г.Н., затем директором  назначили  Валентина. Вскоре его перевели директором промыслов, а меня назначили  директором школы искусств.  Люди не получавшие заработную плату обращались в судебные инстанции.  В бухгалтерии решили в целях экономии преподавателям сократить часы предмета  «по выбору».  Недовольство сотрудников школы свелось к тому, что снова поменялся директор. На этот раз школой стал руководить Шамшурин Николай Анатольевич. Мне вовремя подсказали «добрые люди» увольняться и вставать на биржу труда. Это было самое трезвое решение. На бирже в Глазове я простояла  два с половиной месяца. Регулярно получая денежное пособие в размере последней своей зарплаты. Через два с половиной месяца меня приняли на работу на полторы ставки в Глазовскую  художественную школу, т.е. я вернулась в свою школу. Фортуна окончательно повернулась ко мне, и моей семье в положительную сторону. С этого момента не сразу, но постепенно семья выплывала из нищеты. Для меня начался « вахтовый метод». Неделю работаю, на выходные еду домой.  Искала попутку на рынке, чтобы бесплатно   добираться домой. Денег на дорогу не было. Меня частенько забирала аптечная газель.  С борта машины  торговала на рынке Караваева Л. определенной продукцией Юкаменской аптеки. Благодарна  этой женщине за то, что она понимала мое состояние, хотя мне каждый раз нужно было преодолеть стыдливость, чтобы в очередной раз подвезли меня до Юкаменска.  Именно здесь, в художественной школе полностью отдаваясь работе (вдали от семьи) я получила признание. В 1990 г. значок «за отличную работу». В 1994 г.  медаль заслуженный работник культуры Удмуртской республики.  Хорошо зарабатывала. Помимо часов в художке, вела часы утренние в училище  (филиал Кунгурского училища). Вела по 42часа в день. Это был период зарабатывания денег для семьи.  И наступил период, когда я окончательно вернулась к семье, в Юкаменск, на художественное отделение школы искусств. Юкаменск меня всегда привлекал тем, что мне было приятно идти по улице и здороваться с незнакомыми людьми.  А люди здесь были, да еще какие!

Яркая чета супругов Пряженниковых Людмила Алексеевна и Борис  Васильевич.   Они создали в Юкаменском районе  краеведческий музей. Не просто создали, а жили,  работали  не считаясь со временем, увлекая других своим энтузиазмом, собирая историю Юкаменского района. Под их руководством был капитальный ремонт старинного поповского дома. Собран интересный материал об этом уникальном здании и его владельцев. Здесь проходили экскурсии, выставки, собирались и угощались заезжие гости  ( венгры, немцы). Помню, был в честь приезда гостей с Германии небольшой  концерт, где показали несколько ярких номеров работниками ДК и учащимися школы искусств. В том числе я с дочерьми, Люсей и Машей спели песню на немецком языке. Очень волновались, но когда нам в припеве стали подпевать иностранные гости, поняли, что это был успех. Вот когда пригодились  уроки немецкого языка, Каргашина Вячеслава Глебовича. Не один раз в стенах музея экспонировались и мои выставки картин.